A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре
колледж технологий и сервиса"

718

Call-центр ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Хабаровского края на базе КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса» (РУМЦ СПО) функционирует в рамках экспертно-консультационного сопровождения деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

555ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ИНЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Вы можете позвонить по телефону: 8(4217) 53-02-22
  • Вы можете отправить письмо на электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 
  • Вы можете получить консультацию лично по адресу: ул.Пионерская, дом 73, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
lgtal

РЕЖИМ РАБОТЫ CALL-ЦЕНТРА РУМЦ СПО:

понедельник - пятница: с 9.00 до 15.00

суббота-воскресенье: выходной 

СПЕЦИАЛИСТЫ CALL-ЦЕНТРА: 

  • Руководитель РУМЦ СПО - Ефремова Анна Семёновна
  • Методист РУМЦ СПО – Сысоева Ирина Анатольевна
  • Социальный педагог РУМЦ СПО – Голега Карина Геннадьевна
  • Сурдопереводчик, тьютор, педагог-психолог, ассистент по оказанию технической помощи - по согласованию

 ВЫ ЗАДАВАЛИ ВОПРОС:

Вопрос Ответ

Как развести понятия «ребёнок-инвалид» и «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья»? Какими нормативными документами это регламентировано?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижения, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образованию без создания специальных условий.

В связи с тем, что в настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России считает целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития (письмо Минобрнауки России от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07).

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена ни с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Правильно ли мы понимаем, что Федеральным законом № 273-ФЗ и приказом № 36 определено поступление в СПО на общедоступной основе для всех категорий граждан, что не предусматривает каких – либо преимуществ в части поступления для лиц с ОВЗ Да, это так. Однако, на этапе подачи документов важно не пропустить инвалида или лицо с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы не ущемить его права на получение среднего профессионального образования.
Имеет ли право образовательная организация давать профессиональное обучение лицам с ОВЗ в рамках внебюджетной деятельности. Что для этого необходимо иметь образовательной организации Да, имеет, если бесплатное обучение по данной программе профессионального обучения в образовательной организации не осуществляется. В данном случае оформляются все документы, необходимые для ведения внебюджетной деятельности (включая, положение о внебюджетной деятельности, где будут отражаться основные принципы оказания платных услуг того или иного рода; приказ, в котором будут отражаться сведения следующего характера: перечень сотрудников, которые будут заниматься оказанием платных услуг, их часовые ставки, график работы; смета расходов на организацию коммерческих сервисов; содержание учебных планов, иные необходимые документы. Со специалистами, которые, как предполагается, будут оказывать услуги по обучению на коммерческой основе, ПОО необходимо будет заключить трудовые договора (или гражданско-правовые соглашения). Обратите внимание, в соответствии с нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях."
В техникуме обучаются лица с ОВЗ по программам профессиональной подготовки (не СПО). Можно ли им назначать государственную академическую стипендию и зависит ли в этом случае размер стипендии от результатов обучения? Обучающимся по программам профессионального обучения государственная академическая стипендия не назначается. На уровне субъекта РФ может быть принят нормативный акт об оказании материальной поддержки обучающимся по программам профессионального обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Определён ли размер доплат для педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья  Таких нормативов нет. Данный вопрос находится в компетенции субъектов РФ.
Какими нормативными документами регламентируется увеличение времени на экзаменах для детей с нарушениями? Есть ребенок с нарушением, связанным с частыми выходами в санитарную комнату. При решении вопроса об увеличении времени на экзаменах лиц с нарушениями развития следует принимать во внимание следующие нормативные документы:

1. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн) Раздел 4.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья указано, что в случае проведения государственного(ых) экзамена(ов) в соответствии с ФГОС СПО форма его (их) проведения для выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. Обращаем Ваше внимание, что для предупреждения возможных ситуаций, которую Вы описали в своем примере, выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации, подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др. (Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 «О направлении Методических рекомендаций»).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» В соответствии с пунктом 10 Порядка формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Нормами, включенными в пункты 25, 26 Порядка установлено, что для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).

3. Распоряжением Минпросвещения России от 01 апреля 2019 г. № Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена». Раздел 7 указанных рекомендаций содержит требования к организации проведения демонстрационного экзамена у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, устанавливающие, что указанные категории выпускников сдают демонстрационный экзамен в соответствии с комплектами оценочной документации с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких обучающихся. При проведении демонстрационного экзамена обеспечивается соблюдение требований, закрепленных в статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и в разделе V Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования. В данных рекомендациях указано, что при проведении демонстрационного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при необходимости необходимо предусмотреть возможность увеличения времени, отведенного на выполнение задания и организацию дополнительных перерывов, с учетом индивидуальных особенностей таких обучающихся.

В каком нормативном документе регламентируется количество учебных часов для обучающихся групп профподготвки (с различными формами умственной отсталости? Согласно п.2 ст. 73 Федерального закона от 29.12. 2012   273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее -Закона) под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. В соответствии с частью 8 статьи 79 Закона профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) осуществляется на основе адаптированных образовательных программ (далее – АОП) профессионального обучения. Согласно пункту 28 статьи 2 Закона АОП представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АОП разрабатывается для всех видов программ профессионального обучения: программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы переподготовки рабочих, служащих; программы повышения квалификации рабочих, служащих. Содержание АОП может включать: учебный план; календарный учебный график; расписание; рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов; программы учебной и (или) производственных практики; планируемые результаты освоения АОП; специальные условия образовательной деятельности.

Частью 5 статьи 12 Закона установлено, что АОП профессионального обучения разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно. Кроме того, пунктом 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292) регламентировано, что содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 6 статьи 28 Закона образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Также в соответствии со статьей 34 Закона обучающиеся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. При составлении индивидуального плана обучения необходимо предусмотреть различные варианты проведения занятий: в профессиональной образовательной организации (в группе или индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Также при составлении программы профессионального обучения следует руководствоваться основными Положениями Письма Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108 "О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости" (вместе с "Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"). Таким образом, содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Конкретные нормативы по часам в рамках нагрузки по профессиональному обучению, в частности профессиональной подготовке, в нормативных документах не закреплены.

Какова должна быть доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по организации инклюзивного образования на момент прохождения аккредитации? В соответствии с Письмом Рособрнадзора от 14.11.2016 N 05-616 «О направлении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Письмом) при проведении процедур государственного контроля (надзора) лицензионного контроля вопросов организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования критерий кадровое обеспечение реализации АОП и показатель наличие дополнительного профессионального образования у педагогов, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ, может рассматриваться по критерию: да/нет.

Доля педагогических работников прошедших повышение квалификации по организации инклюзивного образования четко не установлена. Вместе с тем, согласно п.6 данного Письма, «экспертом проверяется квалификация кадрового состава образовательной организации, принимающего участие в реализации адаптированных образовательных программ. При проверке наличия кадрового состава также устанавливается доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом экспертом проверяется ознакомление педагогических работников, участвующих в реализации адаптированной образовательной программы, с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому необходимо стремиться к повышению доли педагогических работников, обученных вопросу инклюзивного профессионального образования.

 

Вы можете оставить отзыв о нас или обратиться с вопросом!

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен