ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система оценки качества образования в колледже представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективность образовательных программ с учетом запросов основных участников образовательных отношений.
Оценка качества образования осуществляется посредством:
- системы внутреннего контроля;
- государственной итоговой аттестации;
- мониторинга качества образования;
- процедуры самообследования.
В качестве источников данных для оценки качества образования используются результаты:
- входного контроля знаний;
- промежуточной и итоговой аттестации;
- мониторинговых исследований;
- социологических опросов всех участников образовательного процесса;
- самоанализа педагогических работников;
- анализа посещаемости учебных занятий и внеклассных мероприятий.
В начале каждого учебного года проводятся входные контрольные работы, а в конце каждого полугодия собирается информация о результатах учебной работы студентов колледжа. Показателями выступает обученность студентов (критерий 100 %), качество подготовки, средний балл по дисциплинам. Также предметом изучения является сравнительный анализ результатов учебной работы по циклам дисциплин. Далее проводится сравнительный анализ по тем же основаниям за предыдущий учебный год.
На основании полученных данных вносятся корректировки как в организацию учебного процесса (усиливаются при необходимости дисциплины за счет вариативной части программ, планируются дополнительные консультации, за счет вариативной части программ вводятся общепрофессиональные дисциплины, позволяющие овладеть дополнительными компетенциями, углублением/расширением профессиональных навыков), так и в контроль за реализацией программ учебных дисциплин (посещение занятий с целью анализа эффективности проведения учебного занятия, использования форм и методов обучения, контроль за выполнением самостоятельных работ студентами и т.д.).
Степень удовлетворённости образовательным процессом в колледже отслеживается ежегодно. Особенно важно мнение работодателей, наших социальных партнеров о степени удовлетворенности качеством подготовки выпускников. Эта работа проводится ежегодно в апреле с целью, в первую очередь, определения содержания вариативной части рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
В ходе анализа данного показателя объективно установлены действующие в Колледже формы контроля результатов и качества обучения (таблица 1).
Таблица 1 – Формы контроля и их содержание
Наименование содержания | По данным образовательного учреждения |
1 Наличие анализа входного контроля знаний абитуриентов, директорских контрольных работ | Ежегодно, в сентябре для студентов нового набора с целью построения объективной картины знаний и общеучебных умений осуществляется входной контроль знаний, с целью оценки уровня остаточных знаний и уровня освоения изучаемых дисциплин проводятся контрольные директорские работы |
2 Развитие и количество используемых форм промежуточной аттестации обучающихся | Формы промежуточной аттестации: зачет; дифференцированный зачет по учебной дисциплине; практике, междисциплинарному курсу; экзамен (в том числе в форме тестирования); комплексный экзамен; курсовая работа (проект); индивидуальный проект; другие формы контроля (контрольная работа, тест, эссе, реферат); экзамен квалификационный по профессиональному модулю; демонстрационный экзамен. |
2.1 Наличие в ПОУ форм анализа промежуточной аттестации обучающихся |
Анализ промежуточной аттестации студентов по учебным группам проводится:
|
3. Формы итоговой аттестации |
|
Результаты анализа соответствия качества знаний ФГОС СПО представленный в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты оценки соответствия качества знаний ФГОС СПО
Наименование критерия | Фактически при самообследовании |
- доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ФГОС для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей по итогам промежуточной аттестации | На основании анализа данных о промежуточной аттестации (летний период, зимний период) было установлено, что средний процент студентов, освоивших дисциплины, модули, прошедших практическое обучение в рамках ОПОП – 96,3%. |
- тематика курсовых работ (проектов) соответствует профилю дисциплин по основной профессиональной образовательной программе |
По каждой специальности разработаны методические указания по курсовому проектированию, темы работ рассматриваются на заседаниях кафедр, утверждаются заместителем директора по учебной работе. Имеется документ – «Стандарт колледжа», который регламентирует этапы работы, примерную структуру работ и стандарты оформления. Тематика курсовых работ соответствует профилю дисциплин по основным профессиональным образовательным программам |
- обеспечение документами не менее 100% всех практик по основной профессиональной образовательной программе |
Программы производственной практики разработаны в полном объеме, в том числе: практика для получения первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности, преддипломная (квалификационная). Представлена следующая документация: положение о практической подготовке; приказы о прохождении практики; договоры о прохождении практики; отзывы о прохождении практики; отчеты студентов по практике; ведомости; дневники; контрольные листы посещаемости студентов руководителями практик. Программы практик, а также уровень организации практического обучения соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов |
- обеспечение документами по организации государственной (итоговой) аттестации выпускников | Документы, регламентирующие порядок проведения и содержание государственной (итоговой) аттестации выпускников (далее ГИА), разработаны в полном объеме. Имеются следующие документы: положение о порядке организации и проведения ГИА; программы ГИА по специальностям/ профессиям; приказы о закреплении тем и руководителей выпускных квалификационных работ, приказы по допуску к ГИА; списки председателей государственных экзаменационных комиссий (далее ГЭК), составы ГЭК; протоколы заседаний ГЭК; отчеты и рекомендации председателей ГЭК; приказы о присвоении квалификации |
Созданная система оценки качества образования в колледже позволяет с уверенностью сказать, что ее функционирование – это одно из условий качественного образования студентов, некий гарант удовлетворенности образовательным процессом, потому, как все происходит запланировано, а не стихийно.
Мониторинг становится основой для совершенствования образовательных программ, поиска инновационных технологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития студентов.